Проведение
Перед церемонией все гости собираются в одной комнате, где им подаётся горячая вода в небольших чашках. Назначение этого этапа - создать у гостей общее настроение для восприятия прекрасного.
После этого гости отправляются через сад к чайному домику. При этом, переход через чайный сад по выложенной камнями дорожке очень важен, так как он символизирует удаление от суеты и повседневности, отрешение от обыденных забот, тревог и неприятностей. Созерцая растения и камни сада, гости настраиваются на сосредоточение и очищают сознание от ненужного.
В конце дорожки перед чайным домиком, гостей встречает хозяин. После небольшого рукопожатия гости подходят к каменному колодцу и совершают обряд омовения. Вода зачерпывается маленьким ковшиком на длинной деревянной ручке, при этом гость омывает руки, лицо, прополаскивает рот, а также омывает после себя ручку ковшика. Обряд омовения символизирует телесную и духовную чистоту.
После омовения гости проходят в чайный домик. Прохождение через низкий и узкий вход символизирует окончательный выход за границы обыденного мира. Неудобство входа и необходимость низко наклониться, входя в чайный домик, символизируют равноправие участников церемонии — поклониться вынужден каждый, вне зависимости от знатности, богатства, известности и общественного положения. Входя в чайный домик, обувь гости оставляют у порога.
На момент прибытия гостей огонь в очаге уже горит, котёл с водой стоит над огнём. Войдя в домик, гость в первую очередь обращает внимание на нишу напротив входа — токонома. Перед приходом гостей хозяин вывешивает там свиток с изречением, а также помещает букет цветов и курильницу. Изречение определяет тему церемонии и отражает душевное состояние хозяина. Хозяин входит в чайный домик последним через некоторое время после гостей, чтобы дать гостям возможность без спешки рассмотреть и оценить предметы в токонома.
Войдя в домик, хозяин кланяется гостям и занимает своё место - напротив гостей, около очага. Рядом с местом хозяина расположены необходимые для приготовления чая предметы. Пока вода в котле нагревается, гостям подаётся кайсэки — лёгкая еда, состоящая из простых, не сытных, но изысканных блюд, предназначенных не для насыщения, а для снятия дискомфорта, вызванного чувством голода. Японцы считают, что еда, подаваемая к чаю, должна, в первую очередь, быть приятной для глаза, и лишь во вторую — насыщать. Название «кайсэки» восходит к горячему камню, который в прошлом дзенские монахи держали за пазухой, чтобы приглушить голод. В последнюю очередь подаются «омогаси» — сладости к чаю.
После кайсэки гости на некоторое время выходят из чайного домика, разминают ноги и готовятся к основной части церемонии - совместному питью густого чая. В это время хозяин меняет свиток в токонома на тябана — композицию цветов и/или веток, которая составляется по принципу единства контрастов, это может быть и сосновая ветвь, как символ прочности и долговечности, и цветок камелии, символизирующий нежность в цветочном букете.
Самая важная часть церемонии — приготовление и питьё густого зелёного чайного порошка. Гости вновь собираются в чайном домике, где хозяин приступает к приготовлению чая. Весь процесс проходит в полном молчании. Все внимательно наблюдают за действиями хозяина и вслушиваются в звуки огня, закипающей воды, струй пара из котла, к которым позже добавляются тихие звуки, производимые манипуляциями хозяина с чашей, чаем и посудой. Хозяин сначала проводит символическое очищение всей используемой посуды, а затем приступает к приготовлению чая. Все движения в этом процессе строго выверены и отработаны, хозяин движется в такт дыханию, гости внимательно наблюдают за всеми его действиями. Это самая медитативная часть церемонии. Чай засыпается в грубую керамическую чашу, туда же заливается небольшое количество кипятка, содержимое чаши размешивается бамбуковой мешалкой до превращения в однородную массу и появления зелёной матовой пены. Затем в чашу добавляется ещё кипяток для доведения чая до нужной консистенции.
Чашу с приготовленным чаем хозяин с поклоном подаёт гостям, традиционно — по старшинству, начиная с самого старшего или самого почётного гостя. Гость кладёт на левую ладонь шёлковый платок (фукуса), принимает чашу правой рукой, ставит её на левую ладонь и, кивнув следующему по порядку гостю, отпивает из чаши. Затем он кладёт фукуса на циновку, обтирает край чаши бумажной салфеткой и передаёт чашу следующему. Каждый гость повторяет ту же процедуру, после чего чаша возвращается к хозяину.
Употребление чая из общей чаши символизирует единение собравшихся гостей. После того, как чаша обойдёт всех гостей, хозяин снова передаёт её гостям, теперь уже пустую, чтобы каждый мог внимательно рассмотреть чашу, оценить её форму, снова почувствовать в своей руке.
С этого момента начинается следующая стадия церемонии — хозяин готовит лёгкий чай в отдельной чашке для каждого из гостей. Начинается беседа. Эта часть церемонии — отдых, во время которого не говорят о делах и повседневных заботах. Предметом обсуждения становится свиток в токонома, изречение, написанное на нём, красота цветочной композиции, чаша, другая посуда и сам чай. Непосредственно перед подачей чая гостям подаются сладости. В конце этой части церемонии гостям опять предлагается осмотреть посуду, использованную для приготовления чая.
По завершении беседы хозяин, ответив на все вопросы гостей, извинившись покидает чайный домик, показывая тем самым, что церемония подошла к завершению. В отсутствие хозяина гости осматривают очаг, на котором готовился чай, ещё раз обращают внимание на цветы в токонома, которые к моменту завершения церемонии должны раскрыться. Раскрывшиеся цветы служат напоминанием о времени, проведённом вместе участниками церемонии.
Пока гости покидают чайный домик, хозяин находится вблизи от его входа, молча кланяясь уходящим. После ухода гостей хозяин некоторое время сидит в чайном домике, вспоминая прошедшую церемонию и восстанавливая в памяти оставшиеся от неё ощущения. Затем он уносит всю посуду, убирает цветы, протирает татами в домике и уходит. Уборка символизирует подведение окончательного итога происходившему действию. Чайный домик возвращается в то же состояние, в котором находился до церемонии. Считается важным, что действо, не оставив никаких внешних следов, сохранилось лишь как след в сознании участвовавших в нём людей.